01.09.2023.Программа воспитания дошкольная группа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТАУНАНСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
_______________________________________________________________________________________________________

186702, Республика Карелия, Лахденпохский район, п. Тоунан, ул. Победы, д.2 «А».
Тел. 89214592877
E-mail: Taunschool@rambler.ru
ИНН\КПП- 1012002068\101201001, ОКПО-49025276, ОГРН- 1021000993188

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ТАУНАНСКАЯ
НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПРГРАММА ВОСПИТАНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Программа воспитания основана на воплощении национального
воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования,
нравственное (идеальное) представление о человеке.
2. Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации
обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
3. Основу воспитания составляют традиционные ценности российского
общества. традиционные ценности - это нравственные ориентиры,
формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к
поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и

единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское
единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном,
историческом и культурном развитии многонационального народа России.
4. Программа воспитания предусматривает приобщение детей к
традиционным ценностям российского общества - жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
5. Вся система ценностей российского народа находит отражение в
содержании воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными
особенностями детей.
6. Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического
направления воспитания.
7. Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовнонравственного направления воспитания.
8. Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе
социального направления воспитания.
9. Ценность познание лежит в основе познавательного направления
воспитания.
10. Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и
оздоровительного направления воспитания.
11. Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
12. Ценности культура и красота лежат в основе эстетического
направления воспитания.
13. Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как
возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, которые
коррелируют с портретом выпускника ДОО и с традиционными ценностями
российского общества.
14. С учётом особенностей социокультурной среды, в которой
воспитывается ребёнок, в программе воспитания находит отражение
взаимодействие всех субъектов воспитательных отношений. реализация
программы воспитания предполагает социальное партнерство ДОО с другими
учреждениями образования и культуры (музеи, театры, библиотеки, и другое), в
т.ч. системой дополнительного образования детей.
15. Структура программы воспитания включает три раздела: целевой,
содержательный и организационный.
16. Пояснительная записка не является частью рабочей программы
воспитания в ДОО.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Цель и задачи воспитания
1.1.1. Общая цель воспитания в ДОО - личностное развитие каждого
ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной
социализации детей на основе традиционных ценностей российского
общества, что предполагает:
1) формирование первоначальных представлений о традиционных
ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах
поведения;
2) формирование ценностного отношения к окружающему миру
(природному и социокультурному), другим людям, самому себе;
3) становление первичного опыта деятельности и поведения в
соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами
и правилами.
1.1.2. Общие задачи воспитания в ДОО:
1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в
обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствовать становлению нравственности, основанной на
духовных отечественных традициях, внутренней установке личности
поступать согласно своей совести;
3) создавать условия для развития и реализации личностного
потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и
саморазвитию, самовоспитанию;
4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка
посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды,
создания воспитывающих общностей.
1.2. Направления воспитания
1.2.1. Патриотическое направление воспитания
1) Цель патриотического направления воспитания - содействовать
формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и
культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за
будущее своей страны.
2) Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического
направления воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребёнка
вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства
любви и уважения к своей стране - России, своему краю, малой родине,
своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм),
ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.
3) Патриотическое направление воспитания базируется на идее
патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры
человеческого бытия, особенностей образа жизни и её уклада, народных и
семейных традиций.

4)
Работа
по патриотическому воспитанию
предполагает:
формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости
за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории,
культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и
вере); «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие
(предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради
своей семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и творца»,
устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей
Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные,
например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а
в дальнейшем - на развитие всего своего населенного пункта, района, края,
Отчизны в целом).
1.2.2. Духовно-нравственное направление воспитания
1) Цель духовно-нравственного направления воспитания формирование способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.
2) Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовнонравственного направления воспитания.
3) Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие
ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе творческого
взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого
является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и
личностном аспектах.
1.2.3. Социальное направление воспитания
1) Цель социального направления воспитания - формирование
ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие
дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.
2) Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе
социального направления воспитания.
3) В дошкольном детстве ребёнок начинает осваивать все многообразие
социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща,
подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать
в интересах других людей. Формирование ценностно-смыслового отношения
ребёнка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного
воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная
инициатива ребёнка в детско-взрослых и детских общностях.
4) Важной составляющей социального воспитания является освоение
ребёнком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств
и идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и
нормами и воплощать их в своем поведении. Культура поведения в своей
основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к
человеку, к законам человеческого общества. Конкретные представления о
культуре поведения усваиваются ребёнком вместе с опытом поведения, с
накоплением нравственных представлений, формированием навыка
культурного поведения.

1.2.4. Познавательное направление воспитания
1) Цель познавательного направления воспитания - формирование
ценности познания.
2) Ценность - познание лежит в основе познавательного направления
воспитания.
3) В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности
охватывает все стороны воспитательного процесса и является непременным
условием формирования умственных качеств личности, самостоятельности и
инициативности ребёнка. Познавательное и духовно-нравственное
воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как
знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное
развитие ребёнка.
4) Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине,
становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное,
эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности
человека.
1.2.5. Физическое и оздоровительное направление воспитания
1) Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование
ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение
элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности.
2) Ценности - жизнь и здоровье лежит в основе физического и
оздоровительного направления воспитания.
3) Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на
идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного
отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как
совокупности физического, духовного и социального благополучия человека.
1.2.6. Трудовое направление воспитания
1) Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения
детей к труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.
2) Ценность - труд лежит в основе трудового направления воспитания.
3) Трудовое направление воспитания направлено на формирование и
поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению
физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;
стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно
приводит
детей
к
осознанию
нравственной
стороны
труда.
Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует
формированию ответственности за свои действия.
1.2.7. Эстетическое направление воспитания
1) Цель эстетического направления воспитания - способствовать
становлению у ребёнка ценностного отношения к красоте.
2) Ценности - культура, красота, лежат в основе эстетического
направления воспитания.

3) Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к
прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в
отношениях, развитие у детей желания и умения творить. Эстетическое
воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной
сферы личности влияет на становление нравственной и духовной
составляющих внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка
отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию
воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения,
опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного
вкуса.
1.3. Целевые ориентиры воспитания
1) Деятельность педагогических работников нацелена на перспективу
становления личности и развития ребёнка. Поэтому планируемые результаты
представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные «портреты»
ребёнка к концу раннего и дошкольного возрастов.
2) В соответствии с ФГОС ДО оценка результатов воспитательной
работы не осуществляется, так как целевые ориентиры основной
образовательной программы дошкольного образования не подлежат
непосредственной оценке, в т.ч. в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей.
1.3.1. Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста
(к 3 годам)
№
Направление
п/п
воспитания
1 Патриотическое

Ценности
Родина, природа

2

Духовнонравственное

Жизнь,
милосердие, добро

3

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

4

Познавательное

Познание

5

Физическое
и Здоровье, жизнь
оздоровительное

Целевые ориентиры
Проявляющий привязанность к близким
людям, бережное отношение к живому
Способный понять и принять, что такое
«хорошо» и «плохо».
Проявляющий сочувствие, доброту.
Испытывающий чувство удовольствия в
случае одобрения и чувство огорчения в
случае неодобрения со стороны взрослых.
Проявляющий интерес к другим детям и
способный бесконфликтно играть рядом с
ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Способный
к
самостоятельным
(свободным)
активным
действиям
в
общении
Проявляющий интерес к окружающему
миру.
Любознательный, активный в поведении
и деятельности
Понимающий
ценность
жизни
и
здоровья, владеющий основными способами

6

Трудовое

Труд

7

Эстетическое

Культура и красота

укрепления здоровья - физическая культура,
закаливание, утренняя гимнастика, личная
гигиена, безопасное поведение и другое;
стремящийся к сбережению и укреплению
собственного
здоровья
и
здоровья
окружающих.
Проявляющий интерес к физическим
упражнениям
и
подвижным
играм,
стремление к личной и командной победе,
нравственные и волевые качества
Поддерживающий
элементарный
порядок в окружающей обстановке.
Стремящийся помогать старшим в
доступных трудовых действиях.
Стремящийся
к
результативности,
самостоятельности,
ответственности
в
самообслуживании, в быту, в игровой и
других
видах
деятельности
(конструирование, лепка, художественный
труд, детский дизайн и другое)
Проявляющий
эмоциональную
отзывчивость на красоту в окружающем
мире и искусстве.
Способный к творческой деятельности
(изобразительной,
декоративнооформительской, музыкальной, словесноречевой, театрализованной и другое)

1.3.2. Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения
освоения программы
№
Направления
п/п
воспитания
1 Патриотическое

2

Духовнонравственное

Ценности
Родина, природа

Жизнь,
милосердие,
добро

Целевые ориентиры
Любящий свою малую родину и
имеющий представление о своей стране России,
испытывающий
чувство
привязанности к родному дому, семье,
близким людям
Различающий основные проявления
добра и зла, принимающий и уважающий
традиционные ценности, ценности семьи и
общества,
правдивый,
искренний,
способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку.
Способный не оставаться равнодушным
к чужому горю, проявлять заботу.
Самостоятельно различающий основные
отрицательные
и
положительные
человеческие качества, иногда прибегая к
помощи взрослого в ситуациях морального
выбора

3

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

4

Познавательное

Познание

5

Физическое и
оздоровительное

Здоровье, жизнь

6

Трудовое

Труд

7

Эстетическое

Культура и красота

Проявляющий ответственность за свои
действия и поведение; принимающий и
уважающий различия между людьми.
Владеющий основами речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника,
способный взаимодействовать со взрослыми
и сверстниками на основе общих интересов
и дел
Любознательный,
наблюдательный,
испытывающий
потребность
в
самовыражении, в т.ч. творческом.
Проявляющий
активность,
самостоятельность,
инициативу
в
познавательной, игровой, коммуникативной
и продуктивных видах деятельности и в
самообслуживании.
Обладающий первичной картиной мира
на основе традиционных ценностей
Понимающий
ценность
жизни,
владеющий
основными
способами
укрепления здоровья - занятия физической
культурой,
закаливание,
утренняя
гимнастика, соблюдение личной гигиены и
безопасного
поведения
и
другое;
стремящийся к сбережению и укреплению
собственного
здоровья
и
здоровья
окружающих.
Проявляющий интерес к физическим
упражнениям
и
подвижным
играм,
стремление к личной и командной победе,
нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий
потребность
в
двигательной деятельности.
Имеющий представление о некоторых
видах спорта и активного отдыха
Понимающий ценность труда в семье и в
обществе на основе уважения к людям
труда, результатам их деятельности.
Проявляющий
трудолюбие
при
выполнении поручений и в самостоятельной
деятельности
Способный воспринимать и чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках,
искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного
в продуктивных видах деятельности

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Уклад образовательной организации
В данном разделе раскрываются особенности уклада ДОО.
Уклад, в качестве установившегося порядка жизни ДОО, определяет
мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной
деятельности детских, взрослых и детско-взрослых общностей в
пространстве дошкольного образования.
Уклад ДОО - это её необходимый фундамент, основа и инструмент
воспитания.
Уклад ДОО задает и удерживает ценности воспитания для всех
участников образовательных отношений: руководителей ОО, воспитателей и
специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей
(законных представителей), субъектов социокультурного окружения ОО.
Основные характеристики уклада организации
Цель и смысл деятельности ДОО, её миссия - разностороннее развитие
ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей
российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Принципы жизни и воспитания в ДОО
Принципы жизни и воспитания в ДОУ соответствуют основным
принципам дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского
развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество ДОУ с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Образ ДОО, её особенности, символика, внешний имидж
Имидж дошкольной группы – эмоционально окрашенный образ
образовательного учреждения, часто сознательно сформированный,
обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный
оказывать психологическое влияние определённой направленности на
конкретные группы социума. Одной из главных наших задач является
создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального
благополучия, свободной творческой и активной личности. ДОО
предоставляет детям возможность развиваться разносторонне, а взрослым –
проявить себя профессионально. Работая в инновационном режиме, наше
учреждение постепенно сформировало свой фирменный стиль дошкольного
учреждения.
Отношения к воспитанникам, их родителям (законным
представителям), сотрудникам и партнерам ДОО
Отношения
к
воспитанникам,
их
родителям
(законным
представителям), сотрудникам и партнерам ДОУ Стиль общения работника с
воспитанниками строится на взаимном уважении.
В первую очередь, работник должен быть требователен к себе.
Требовательность работника по отношению к ребенку позитивна, является
стержнем профессиональной этики и основой его саморазвития. Работник
никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
Работник выбирает такие методы работы, которые поощряют в его
подопечных развитие положительных черт и взаимоотношений:
самостоятельность, инициативность, ответственность,
самоконтроль,
самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
При оценке поведения и достижений детей, работник стремится
укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности
совершенствования, повышать мотивацию обучения.
Работник является беспристрастным, одинаково доброжелательным и
благосклонным ко всем детям. При оценке достижений детей, работник
стремится к объективности и справедливости. Работник постоянно заботится
о культуре своей речи и общения.
Работник соблюдает дискретность. Ему запрещается сообщать другим
лицам доверенную лично ему подопечными информацию, за исключением
случаев, предусмотренных законодательством.
Работник не злоупотребляет своим служебным положением. Он не
может использовать детей, требовать от них каких-либо услуг или
одолжений. Работник не должен обсуждать с детьми других сотрудников
ДОУ, так как это может отрицательно повлиять на их имидж.
Цель взаимодействия образовательной организации и семьи в
контексте реализации ОП ДО — это установление длительных, постоянных и
плодотворных отношений, способствующих повышению качества и
эффективности обучения воспитания ребенка, которые выстраиваются через
стратегию взаимодействия с родителями - развития открытого сообщества

школы и семьи, которая предполагает организацию открытого
взаимодействия, выстраивание длительных взаимоотношений, наращивание
практики и опыта устойчивых педагогических традиций.
Отношения
к
воспитанникам,
их
родителям
(законным
представителям), сотрудникам и партнерам ДОУ
Отношение к воспитанникам строятся по следующим правилам:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей,
формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в
собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов
работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным
особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и
искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого
ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного
отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в
разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических
для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности,
участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия);
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании
детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно
в образовательную деятельность.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по
вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в
образовательную деятельность, в том числе посредством создания
образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Взаимоотношения с родителями строятся на принципе партнерства в
интересах создания максимально благоприятных условий для развития
обучающихся.
Взаимоотношения с родителями строятся на принципе сотрудничества
для объединения усилий семьи и ДОО в воспитании ребенка.
Ключевые правила ДОО
На основании требований к педагогам всех уровней сформировался
кодекса профессиональной этики. Он представляет собой соединение общих
принципов профессиональной этики и основных правил поведения,
которыми руководствуются педагогические работники ДОО вне зависимости
от занимаемой ими должности и социального положения. Все это говорит о

том, что первейшим качеством хорошего воспитателя является безграничная
любовь к детям и развитый педагогический такт. Он проявляется в
следующем:
- Умение быстро оценить ситуацию и незамедлительно принять
грамотные меры без лишней поспешности.
- Способность сдерживать чувства в любой, даже самой сложной
ситуации.
- Гармоничное сочетание профессиональной требовательности с
чутким и эмоциональным отношением к воспитанникам.
- Отличное знание физических и психических особенностей детей
разного возраста, индивидуальный подход к ним.
- Самокритика в отношении собственной деятельности.
Традиции и ритуалы, особые нормы этикета в ДОО
1.Стержнем годового цикла воспитательной работы являются общие
для всего детского сада событийные мероприятия, в которых участвуют дети
разных возрастов:
• Осенние утренники. Конкурсы совместного детско-родительского
творчества.
• Подготовка к зимним праздникам. Творческие конкурсы в мастерской
Деда Мороза, новогодние утренники.
• Весенние мероприятия и досуги в традициях детского фольклора и
народных праздников.
• Мероприятия волонтерского движения в течении года.
• Мероприятия ко Дню победы, ко Дню космонавтики, ко Дню России.
• Выпускной.
2.Детская
художественная
литература,
народное
творчество
обеспечивают развитие воспитанников в соответствии с общечеловеческими
и национальными ценностными установками.
3. В ДОУ создана система методического сопровождения
педагогических инициатив семьи.
4. Дополнительным воспитательным ресурсом по приобщению
дошкольников к истории и культуре своей Отчизны и своего родного края
являются виртуальные экскурсии.
5. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы,
спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность
планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Педагог должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и
поведения.
Особенности РППС, отражающие образ и ценности ДОО

Социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная
среда ДОО (учитывает этнокультурные, конфессиональные и
региональные особенности)
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой
человек растет и живет. Он включает в себя влияние, которое среда
оказывает на идеи и поведение человека.
Социокультурные
ценности
являются
определяющими
в
структурносодержательной основе РПВ. Реализация социокультурного
контекста опирается на построение социального партнерства ДОО.
В рамках социокультурного контекста повышается в воспитании роль
родительской общественности как субъекта образовательных отношений.
МКОУ «Таунанская начальная общеобразовательная школа», расположенной в
п.ТоунанЛахденпохского района (Хийтольское сельское поселение)
Республики Карелия определяются условиями:
• отдаленностью населенного пункта (п.Тоунан) от больших городов,
районного центра(г.Лахденпохья);
• сложившимися отношениями между людьми;
• отсутствием других очагов культуры в населённом пункте;
• нестабильностью коммуникации (телевидения, почты).
Отсюда, как следствие, образовательная организация — часто
единственный очаг культуры в поселке. Она открыта всегда и для всех.
Возможность тесной связи с родителями, индивидуализация воспитательных
влияний, опора на народные традиции, близость к природе. Осуществляется
умственное, физическое, трудовое, экологическое, моральное, эмоциональное,
воспитание детей. Планирование воспитательного процесса сориентировано на
совместную деятельность с учетом возрастных возможностей детей.

2.2. Воспитывающая среда образовательной организации
Воспитывающая среда ДОО – это пространство, в рамках которого
происходит процесс воспитания.
Воспитывающая среда включает совокупность различных условий,
предполагающих возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в
процессе приобщения к традиционным ценностям российского общества.
Воспитывающая среда ДОО направлена на создание следующих
групп условий:
- условия для формирования эмоционально-ценностного отношения
ребёнка к окружающему миру, другим людям, себе;

- условия для обретения ребёнком первичного опыта деятельности и
поступка в соответствии с традиционными ценностями российского
общества;
- условия для становления самостоятельности, инициативности и
творческого взаимодействия в разных детско-взрослых и детско-детских
общностях, включая разновозрастное детское сообщество.
Состав воспитывающей среда ДОО
Воспитывающая среда включает совокупность различных условий,
предполагающих возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в
процессе приобщения к традиционным ценностям российского общества.
Воспитывающая среда ДОО направлена на создание следующих групп
условий:
- условия для формирования эмоционально-ценностного отношения
ребёнка к окружающему миру, другим людям, себе;
- условия для обретения ребёнком первичного опыта деятельности и
поступка в соответствии с традиционными ценностями российского
общества;
- условия для становления самостоятельности, инициативности и
творческого взаимодействия в разных детско-взрослых и детско-детских
общностях, включая разновозрастное детское сообщество.
Таким образом, воспитывающая среда ДОО является содержательно
насыщенной и структурированной.
2.3. Общности образовательной организации
Общность - это системой связей и отношений между людьми,
основанной на разделяемых всеми её участниками ценностных основаниях,
определяющих цели совместной деятельности.
В ДОО существуют следующие общности:
педагог - дети,
родители (законные представители) - ребёнок (дети),
педагог - родители (законные представители).
Ценности и цели общностей ДОО
Ценности и цели профессионального сообщества
Профессиональная общность - это устойчивая система связей и отношений
между педагогическими работниками, единство целей и задач воспитания,
реализуемое всеми сотрудниками ДОУ.
Участники профессиональной общности разделяют те ценности, которые
заложены в основу Программы.
Основой эффективности профессиональной общности является рефлексия
собственной профессиональной деятельности.

Педагогические работники и другие сотрудники ДОУ ориентированы на то,
чтобы:
- быть примером в формировании полноценных и сформированных
ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
- мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые
незначительные стремления к общению и взаимодействию;
- поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными
детьми
внутри
группы
сверстников
принимала
общественную
направленность;
- заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на
основе чувства доброжелательности;
- содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить
проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать,
беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;
- воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в
общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость,
щедрость, доброжелательность и пр.);
- учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями,
которые сплачивали бы и объединяли ребят;
- воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое
поведение.
Ценности и цели профессионально-родительского сообщества
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО
и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только
общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к
другу.
Основная задача профессионально-родительской общности объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО, поскольку
зачастую поведение ребенка дома и в ДОО сильно различается.
Совместное обсуждение воспитывающими взрослыми особенностей
ребенка будет способствовать созданию условий, которые необходимы для
его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Ценности и цели детско-взрослой общности
Детско-взрослая общность характеризуется содействием друг другу,
сотворчеством и сопереживанием, взаимопониманием и взаимным
уважением, отношением к ребенку как к полноправному человеку, наличием
общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом
воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к
тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти
нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.

Общность строится и задается системой связей и отношений ее
участников.
В каждом возрасте и каждом случае она обладать своей спецификой в
зависимости от решаемых воспитательных задач.
Особенности организации всех общностей и их роль в процессе
воспитания детей
Достижение общей цели воспитания - личностное развитие каждого
ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной
социализации детей на основе традиционных ценностей российского
общества - возможно только при условии эффективной деятельности всех
общностей.
Особенности организации всех общностей определяются системой
взаимосвязей их участников.
В центре воспитательного процесса находится ребенок, который по
мере взросления занимает субъектную позицию.
Деятельность профессиональной общности обеспечивает создание
необходимых психолого-педагогических условий реализации программы
воспитания.
Деятельность профессионально-родительской общности способствует
формированию единого подхода к воспитанию детей в семье и ДОУ.
Особенности
обеспечения
возможности
разновозрастного
взаимодействия детей
Организация деятельности детской общности – необходимое условие
полноценного развития личности ребенка. В процессе общения ребенок
приобретает способы общественного поведения, под руководством педагога
учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься,
достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников
рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним
такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями
других.
В процессе воспитания у детей формируются и развиваются навыки и
привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений
ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе.
Педагогическое воздействие направляется на придание детским
взаимоотношениям духа доброжелательности, развития у детей стремления и
умения помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление
плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские
общности. В ДОО обеспечена возможность взаимодействия ребенка, как со
старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со
старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт
послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и
традициям.

Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать
авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для
воспитания заботы и ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в
разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для
инклюзивного образования.
2.4. Задачи воспитания в образовательных областях
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения
детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных
в ФГОС ДО.
Соотношение образовательных областей
и направлений воспитания
Образовательная область
Направление воспитания

№
п/п
1 Социально-коммуникативное
развитие

2

Познавательное развитие

3

Речевое развитие

4

Художественно-эстетическое
развитие
Физическое развитие

5

Патриотическое,
духовно-нравственное,
социальное,
трудовое
Познавательное,
патриотическое
Социальное,
эстетическое
Эстетическое
Физическое,
оздоровительное

2.4.1. Решение задач воспитания в рамках образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие» направлено на приобщение детей
к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь»,
«Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд».
Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:
- воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту,
родному краю, своей стране;
- воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям
(законным представителям), соседям, другим людям вне зависимости от их
этнической принадлежности;
- воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего
народа, к нравственным и культурным традициям России;
- содействие становлению целостной картины мира, основанной на
представлениях о добре и зле, прекрасном и безобразном, правдивом и
ложном;

- воспитание социальных чувств и навыков: способности к
сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения
соблюдать правила, активной личностной позиции.
- создание условий для возникновения у ребёнка нравственного,
социально значимого поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и
заботы;
- поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику
напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения
трудовой задачи;
- формирование способности бережно и уважительно относиться к
результатам своего труда и труда других людей.
2.4.2. Решение задач воспитания в рамках образовательной области
«Познавательное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям
«Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа».
Это предполагает:
- воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения
образования для человека, общества, страны;
- приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и
достижениям родной страны, к культурному наследию народов России;
- воспитание уважения к людям - представителям разных народов
России независимо от их этнической принадлежности;
- воспитание уважительного отношения к государственным символам
страны (флагу, гербу, гимну);
- воспитание бережного и ответственного отношения к природе
родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий по
сохранению природы.
2.4.3. Решение задач воспитания в рамках образовательной области
«Речевое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям
«Культура», «Красота».
Это предполагает:
- владение формами речевого этикета, отражающими принятые в
обществе правила и нормы культурного поведения;
- воспитание отношения к родному языку как ценности, умения
чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном,
богатом, образном языке).
2.4.4. Решение задач воспитания в рамках образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» направлено на приобщение
детей к ценностям «Красота», «Культура», «Человек», «Природа».
Это предполагает:
- воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения,
любви) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного,
бытового, социокультурного), к произведениям разных видов, жанров и
стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями);

- приобщение к традициям и великому культурному наследию
российского народа, шедеврам мировой художественной культуры с целью
раскрытия ценностей «Красота», «Природа», «Культура»;
- становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к
окружающему миру для гармонизации внешнего мира и внутреннего мира
ребёнка;
- формирование целостной картины мира на основе интеграции
интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми;
- создание условий для выявления, развития и реализации творческого
потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его
готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми
(детьми и взрослыми).
2.4.5. Решение задач воспитания в рамках образовательной области
«Физическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям
«Жизнь», «Здоровье».
Это предполагает:
- формирование у ребёнка возрастосообразных представлений о жизни,
здоровье и физической культуре;
- становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому
образу жизни, интереса к физическим упражнениям, подвижным играм,
закаливанию организма, к овладению гигиеническим нормам и правилами;
- воспитание
активности,
самостоятельности,
уверенности,
нравственных и волевых качеств.
2.5. Формы
совместной
деятельности
в
образовательной
организации
2.5.1. Работа с родителями (законными представителями).
Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного
возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества
всех субъектов социокультурного окружения ДОО.
Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно
признаётся важнейшим условием эффективности воспитания детей.
Более того, в соответствии с ФГОС ДО сотрудничество с родителями
является одним из основных принципов дошкольного образования.
Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность,
сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому
участие родителей в работе ДОО, в совместных с детьми мероприятиях, их
личный пример – все это вместе дает положительные результаты в
воспитании детей, приобщении к социокультурным нормам.
Поэтому активное включение родителей в единый совместный
воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и
значительно повысить уровень партнерских отношений.
Цель взаимодействия: объединение усилий педагогов ДОО и семьи по
созданию условий для развития личности ребенка на основе

социокультурных, духовно-нравственных ценностей и правил, принятых в
российском обществе.
Задачи:
1. Повысить
компетентность
родителей
в
вопросах
разви
тия личностных качеств детей дошкольного возраста.
2. Оказать
психолого-педагогическую
поддержку
родителям
в
воспитании ребенка.
3. Объединить
усилия
педагогов
и
семьи по воспитанию
дошкольников посредством совместных мероприятий.
Виды и формы деятельности по организации сотрудничества
педагогов и родителей (законных представителей):
1. Анкетирование. Данная форма используется с целью изучения семьи,
выявления образовательных потребностей и запросов родителей.
Способствует установлению контактов, а также для согласования
воспитательных воздействий на ребенка.
2. Консультации. Это самая распространенная форма психологопедагогической поддержки и просвещения родителей. Проводятся
индивидуальные и групповые консультации по различным вопросам
воспитания ребенка. Активно применяются консультации-презентации с
использованием ИК-технологий.
3. Мастер-классы. Активная форма сотрудничества, посредством которой
педагог знакомит с практическими действиями решения той или иной задачи.
В результате у родителей формируются педагогические умения по
различным вопросам воспитания детей.
4. Праздники, конкурсы, соревнования. В соответствии с годовым планом
(при условии соблюдения требований СанПин) проводятся совместные с
родителями мероприятия, которые включают в общее интересное дело всех
участников образовательных отношений. Тем самым оптимизируются
отношения родителей и детей, родителей и педагогов, педагогов и детей.
5. Родительские собрания. Посредством собраний координируются действия
родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам
обучения, воспитания, оздоровления и развития детей.
2.5.2. События образовательной организации
Событие предполагает взаимодействие ребёнка и взрослого, в котором
активность взрослого приводит к приобретению ребёнком собственного
опыта переживания той или иной ценности.
Событийным может быть не только организованное мероприятие, но и
спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции
утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно
реализуемые проекты и прочее.

Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл
методической работы на основе традиционных ценностей российского
общества.
Это помогает каждому педагогу спроектировать работу с группой в
целом, с подгруппами детей, с каждым ребёнком.
События ДОО включают:
- проекты воспитательной направленности;
- праздники;
- общие дела;
- ритмы жизни (утренний и вечерний круг, прогулка);
- режимные моменты (прием пищи, подготовка ко сну и прочее);
- свободную игру;
- свободную деятельность детей;
- другое.
2.5.3. Совместная деятельность в образовательных ситуациях
Совместная деятельность в образовательных ситуациях является
ведущей формой организации совместной деятельности взрослого и ребёнка
по освоению ООП ДО, в рамках которой возможно решение конкретных
задач воспитания.
Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение
всего времени пребывания ребёнка в ДОО.
Основными видами организации совместной деятельности в
образовательных ситуациях в ДОО можно отнести:
- ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
- социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация,
составление рассказов из личного опыта;
- чтение художественной литературы с последующим обсуждением и
выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов
наизусть;
- разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация,
этюды-инсценировки;
- рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций,
просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов;
- организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или
авторских, детских поделок и тому подобное),
- экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому
подобное), посещение спектаклей, выставок;
- игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и
другие);
- демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный
пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение,
тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд).
2.6. Организация предметно-пространственной среды

Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной
среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся,
других участников образовательных отношений по её созданию,
поддержанию, использованию в воспитательном процессе, а именно:
- знаки и символы государства, региона, населенного пункта и ДОО;
- компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и
другие особенности социокультурных условий, в которых находится ДОО;
- компоненты
среды,
отражающие
экологичность,
природосообразность и безопасность;
- компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения,
игры и совместной деятельности;
- компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных
поколений, радость общения с семьей;
- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность
познавательного
развития,
экспериментирования,
освоения
новых
технологий, раскрывающие красоту знаний, необходимость научного
познания, формирующие научную картину мира;
- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность
посильного труда, а также отражающие ценности труда в жизни человека и
государства;
- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможности для
укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни,
физической культуры и спорта;
- компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность
погружения в культуру России, знакомства с особенностями традиций
многонационального российского народа;
- другое.
Развитие среды ДОО - управляемый процесс, направленный на то,
чтобы среда была гармоничной и эстетически привлекательной.
При выборе материалов и игрушек для ППС необходимо
ориентироваться на продукцию отечественных и территориальных
производителей.
Игрушки,
материалы
и
оборудование
должны
соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста
и иметь документы, подтверждающие соответствие требованиям
безопасности.
2.7. Социальное партнерство
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства
предусматривает
- участие представителей организаций-партнеров в проведении
отдельных мероприятий (дни открытых дверей, государственные и
региональные, праздники, торжественные мероприятия и тому подобное);
- участие представителей организаций-партнеров в проведении занятий
в рамках дополнительного образования;

- проведение на базе организаций-партнеров различных мероприятий,
событий и акций воспитательной направленности;
- реализация различных проектов воспитательной направленности,
совместно
разрабатываемых
детьми,
родителями
(законными
представителями) и педагогами с организациями-партнерами.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Кадровое обеспечение рабочей программы воспитания
В данном разделе могут быть представлены решения в образовательной
организации в соответствии с ФГОС ДО по разделению функционала,
связанного с планированием, организацией, реализацией, обеспечением
воспитательной деятельности; по вопросам повышения квалификации
педагогов в сфере воспитания; психолого-педагогического сопровождения
обучающихся, в т.ч. с ОВЗ и других категорий; привлечению специалистов
других организаций (образовательных, социальных, правоохранительных и
других).
Содержание деятельности педагога на этапе осуществления
педагогического процесса может быть представлено взаимосвязанной
системой таких педагогических действий, как:
- постановка перед воспитанниками целей и разъяснение задач
деятельности;
- создание условий для принятия задач деятельности коллективом и
отдельными воспитанниками;
- применение отобранных методов, средств и приемов осуществления
педагогического процесса;
- обеспечение взаимодействия субъектов педагогического процесса и
создание условий для его эффективного протекания;
- использование необходимых приемов стимулирования активности
обучающихся;
- установление обратной связи и своевременная корректировка хода
педагогического процесса.
Воспитательная деятельность педагога проявляется, прежде всего, в ее
целях. Она не имеет конкретного предметного результата, который можно
было бы воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на
обеспечение эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой).
Содержание, формы и методы воспитательной деятельности педагога
всегда подчинены тому или иному виду деятельности детей. О ее
эффективности можно судить и по таким критериям, как уровень развития
коллектива, обученность и воспитанность обучающихся, характер
сложившихся взаимоотношений, сплоченность группы дошкольников.
Однако основной продукт воспитательной деятельности всегда носит

психологический характер. Деятельность педагога-психолога, как и любая
другая, строится на основе переработки поступающей информации.
Важнейшей является психологическая информация о свойствах и
состояниях коллектива и его отдельных членов. Отсюда воспитательная
деятельность представляет собой различные методы, средства и приемы
психологического и педагогического воздействия и взаимодействия.
Основным признаком эффективного педагогического взаимодействия
является взаимосвязь всех педагогов ДОУ направленная на развитие
личности
ребенка,
социального
становления,
гармонизацию
взаимоотношений детей с окружающим социумом, природой, самим собой.
При
организации
воспитательных
отношений
необходимо
использовать потенциал основных и дополнительных образовательных
программ и включать обучающихся в разнообразную, соответствующую их
возрастным индивидуальным особенностям, деятельность, направленную на:
-формирование у детей гражданственности и патриотизма;
 опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии
с общепринятыми нравственными нормами;
- приобщение к системе культурных ценностей;
 готовности к осознанному выбору профессии;
 экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к
природе, людям, собственному здоровью;
- эстетическое отношение к окружающему миру;
 потребности самовыражения в творческой деятельности,
 организационной культуры, активной жизненной позиции.
Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию
комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых
педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ребенка.
Методическая детализация реализации воспитательной деятельности
педагога осуществляется в процессе ее проектирования и организации.
Наименование
должности
(в
соответствии
со
штатным
расписанием ОО)
Воспитатель
Музыкальный
руководитель

Функционал, связанный с организацией и реализацией
воспитательного процесса

-обеспечивает
занятие
обучающихсятворчеством,
медиа, физической культурой;
-формирование у обучающихся активной гражданской
позиции, сохранение и приумножение нравственных,
культурных и научных ценностей в условиях
современной жизни, сохранение традиций ДОО;
-организация
работы
по
формированию
общейкультуры будущего школьника;
внедрение

здорового образа жизни;
 внедрение в практику воспитательной деятельности
научных
достижений,
новых
технологий
образовательного процесса;
- организация участия обучающихся в мероприятиях,
проводимых районными, городскими и другими
структурами в рамках воспитательной деятельности
Младший
- совместно с воспитателем обеспечивает занятие
воспитатель
обучающихся творчеством, трудовой деятельностью;
- участвует в организации работы по формированию
общей культуры будущего школьника
3.2. Нормативно-методическое обеспечение рабочей программы
воспитания
Нормативное обеспечение программы
Содержание нормативно-правового обеспечения как вида ресурсного
обеспечения реализации Программы воспитания в ДОО включает:
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. №304-ФЗ “О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”.
Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
приказ Минобрнауки № 1155 от 17.10.2013 г., (ФГОС ДО).
Федеральная образовательная программа дошкольного образования,
приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 1028 от
25.11.2022 г.
Основные локальные акты:
- Образовательная программа дошкольной группы МКОУ «Таунанская
НОШ»
- План работы на учебный год;
 Календарный учебный график;
 Рабочая программа воспитания ДОО;
 Дополнительные образовательные программы кружков ДОО;
 Должностные инструкции специалистов в ДОО;
 Документы, регламентирующие воспитательную деятельность в
ДОО (штатное расписание, обеспечивающее кадровый состав,
реализующий воспитательную деятельность в ДОО).
 Методическое обеспечение программы
№п Линии развития
/п

Программы

1

«Основная образовательная - «Физкультурные занятия на воздухе с
программа
дошкольного детьми дошкольного возраста» В.Г.Фролов,
образования от рождения до

«Физическая
культура»

Технологии и методики

«Здоровье»

школы» под редакцией Н.Е. Г,П.Юрко, М. «Просвещение» 1983
Веракса, Т.С. Комаровой,
М.А.
ВасильевойМ: -«Двигательная активность ребенка в
детском саду» -М.А.Рунова, М. Мозаика –
Мозаика – Синтез, 2015;
Синтез 2000
- «Здравствуй!» Программно –
методический комплекс. М.Л.Лазарев, М.,
Мнемозина, 2006.
- М.Д. Маханева (методическое пособие по
физической культуре) «Воспитание
здорового ребенка».

2

«Безопасность»
«Социализация»

«Основная образовательная
программа
дошкольного
образования от рождения до
школы» под редакцией Н.Е.
Веракса, Т.С. Комаровой,
М.А.
ВасильевойМ:
Мозаика – Синтез, 2015;

- «Ознакомление детей с социальной
действительностью». Н.С.Голицина - М.
Мозаика- Синтез 2005
- «Мой мир: Приобщение ребенка к
социальному миру» С.А.Козлова - М.
ЛИНКА-ПРЕСС 2000
- «Безопасность» Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева,
Н.Н.Авдеева – М.,1998
Алешина Н.В «Ознакомление дошкольников
с окружающим и социальной
действительностью», М., 2004 год

3

«Труд»

«Основная образовательная
программа
дошкольного
образования от рождения до
школы» под редакцией Н.Е.
Веракса, Т.С. Комаровой,
М.А.
ВасильевойМ:
Мозаика – Синтез, 2015;

-Программа и методические рекомендации
«Трудовое воспитание в детском саду» Т.С.
Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова.
-Р.С. Буре, Г.Н. Година «Учите детей
трудиться» (методическое пособие).
-А.П. Усова «Игра и труд в детском саду»
(методическое пособие).
-А.Ф. Мазурина «Труд детей в природе».
-В.Г. Нечаева «Воспитание дошкольника в
труде» (методическое пособие).

4

«Познание»

«Основная образовательная
программа
дошкольного
образования от рождения до
школы» под редакцией Н.Е.
Веракса, Т.С. Комаровой,
М.А.
ВасильевойМ:

-Е.В. Колесникова из цикла
«Математические ступеньки» (методическое
пособие для воспитателей); тетради на
печатной основе «Я считаю до пяти»; «Я
считаю до десяти».
-«Воспитание сенсорной культуры ребенка».

Мозаика – Синтез, 2015;

Л.А. Венгер, Э.Г. Пелюгина.
-Дидактические игры по сенсорному
воспитанию дошкольников». Л.А. Венгер.
-Д. Альтхауз. «Цвет, форма, количество».
-Л.А. Венгер «Игры и упражнения по
развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста».
-З.А. Михайлова «Игровые занимательные
задачи для дошкольников».
- «Маленький исследователь. Как научить
дошкольника приобретать знания»
А.И.Савенков – Ярославль, Академия
развития,2002
- «Построение развивающих занятий со
старшими дошкольниками» Л.Л,Тимофеева –
М., Педагогическое общество России,2006
- «Индивидуально-ориентированное
обучение детей» А.Н.Давидчук – М., Мозаика
Синтез,2000
- «Здравствуй, мир!» А.А.Вахрушев,
Е.Е.Кочемасова
М. 2005.
- «Большой универсальный атлас мира»
Д.О.Хвостова, М. ОЛМА Медиа Групп 2009
- Атлас мира для самых маленьких» Попов
И., Савик Д.
М. Астрель 2005.
- « Наш дом – природа» программно –
методический комплекс. Н.А.Рыжова –
М.,2005
-« Большая энциклопедия живой природы»
перевод с английского В.Свечников М.
Махаон 2006
-О.В. Дыбина «Ребенок и окружающий мир»
(программа и методические рекомендации).
-О.А. Соломенникова «Экологическое

воспитание в детском саду» (программа и
методические рекомендации).
-Бондаренко «Экологические занятия с
детьми» (методическое пособие).
- Л.В. Минкевич «Математика в детском
саду»
- И.А. Помораева «ФЭМП»
О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с
окружающим миром».

5

«Коммуникация»

«Основная образовательная
программа
дошкольного
образования от рождения до
школы» под редакцией Н.Е.
Веракса, Т.С. Комаровой,
М.А.
ВасильевойМ:
Мозаика – Синтез, 2015;

- «Занятия по развитию речи детей 3-5 лет»
О.С.Ушакова, М.2005
- «Развитие речи детей 5-6лет» О.С.Ушакова,
Е.М.Струнина – М.,2003
- «Развитие речи детей 6-7лет» О.С.Ушакова,
Е.М.Струнина – М.,2003
- В.В. Гербова «Развитие речи в детском
саду» (программа и методические
рекомендации).
- О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи в
детском саду» (методическое пособие).
- Э.П. Короткова «Обучение детей
дошкольного возраста рассказыванию»
(методическое пособие).
- Л.Е. Журова «Обучение грамоте в детском
саду» (методическое пособие).
- Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения
по развитию речи

6

«Чтение
художественной
литературы»

«Основная образовательная
программа
дошкольного
образования от рождения до
школы» под редакцией Н.Е.
Веракса, Т.С. Комаровой,
М.А.
ВасильевойМ:
Мозаика – Синтез, 2015;

-«Ты детям сказку расскажи…» З.Л.Гриценко
- М.,Линка-Пресс,2003
«Знакомим с литературой детей 3-5лет»
«-Литературное образование
дошкольников» Т.А.Веревкина – Тамбов,2004
- «Работа с книгой в детском саду»
Г.М.Первова – Тамбов,2004

7

«Художественное
творчество»

«Основная образовательная - «Игрушки из природного материала» В.
программа
дошкольного Пудова СПб, 1998г.
образования от рождения до
школы» под редакцией Н.Е. -«Увлекательное рисование методом тычка
Веракса, Т.С. Комаровой, с детьми 3-7 лет» К.К. Утробина, Г.Ф.
М.А.
ВасильевойМ: Утробин
Мозаика – Синтез, 2015;
-Программа художественного воспитания
«Цветные ладошки» И.А. Лыкова.
-«Народное искусство в воспитании детей»
Т.С. Комаровой (педтехнология).
-«Занятия по Изодеятельности в детском
саду» Т.С. Комаровой
(методическое пособие).
-«Занятия по изобразительной деятельности
в детском саду» Г.С. Швайко, программа
(методическое пособие).
-«Рисование с детьми дошкольного
возраста», нетрадиционные техники,
сценарии занятий, планирования. Р.Г.
Казаковой (методическое пособие).
-«Знакомим с пейзажной живописью» Н.А.
Курочкина
-«Детское творческое конструирование»
Л.А.Парамонова – М. Карапуз1999
-«Занятия с дошкольниками по
конструированию и художественному
труду» Л.В.Куцакова – М..Совершенство,
2000
- «Объемная аппликация» И.М. Петров СПб,
«Детство – пресс» 2002 г.

«Музыка»

«Основная образовательная
программа
дошкольного
образования от рождения до
школы» под редакцией Н.Е.
Веракса, Т.С. Комаровой,
М.А.
ВасильевойМ:
Мозаика – Синтез, 2015;

- «Музыкальное развитие детей» О.П.
Радынова. М. Владос 1997.
-Зимина А. Н. «Музыкальные игры и этюды
в детском саду», пособие для музыкального
руководителя. М., «Просвещение», 1971.
-Зимина А. Н. «Музыкально-дидактические
игры и упражнения в малокомплектных
ДОУ. Сценарии и нотное приложение»,
пособие для педагогов. М.: Ассоциация
авторов и издателей «ТАНДЕМ», «Гном –
Пресс», «Новая школа», 1998.
-Ветлугина Н.А. «Детский оркестр». М., 1976.
-Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь». М.,
1990.
-Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в
детском саду». М., 1981.
-Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие
ребенка». М., 1989.
-Житомирский Д. «Русские композиторы конца
XIX и начала XX века». М, 1960.
-Кабалевский Д.Б. «Про «трех китов и про
многое другое». М., 1976.
-Кабалевский. Д.Б. «Как рассказывать детям о
музыке?» М., 1982

8

-«Самостоятельная художественная
деятельность дошкольников» под ред.
Н.А. Ветлугиной. М., 1980.
-«Художественное творчество и ребенок» под
ред. Н.А. Ветлугиной. Л.; М.,1972.
-Шацкая В.Н. «Музыкально-эстетическое
воспитание детей и юношества». М., 1975.

3.3. Требования к условиям работы с особыми категориями детей
По своим основным задачам воспитательная работа в ДОО не зависит
от наличия (отсутствия) у ребёнка особых образовательных потребностей.
В основе процесса воспитания детей в ДОО лежат традиционные
ценности российского общества.
В ДОО создаются особые условия воспитания для отдельных категорий
обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети с
инвалидностью, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из
социально уязвимых групп (воспитанники детских домов, дети из семей
мигрантов, и так далее), одаренные дети и другие категории.
ДОО готова принять любого ребёнка независимо от его особенностей
(психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных,
национальных, религиозных и других) и обеспечить ему оптимальную
социальную ситуацию развития в условиях инклюзивного образования.
Для реализации рабочей программы воспитания созданы условия,
обеспечивающие достижение целевых ориентиров в работе с особыми
категориями детей:
1) осуществляется взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее
создание таких ситуаций, в которых каждому ребёнку с ООП
предоставляется возможность выбора деятельности, партнера и средств;
учитываются особенности деятельности, средств её реализации,
ограниченный объем личного опыта детей особых категорий;
2) используется игра как важнейший фактор воспитания и развития
ребёнка с ООП с учётом необходимости развития личности ребёнка,
создаются условия для самоопределения и социализации детей на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения;
3) задействуются ресурсы воспитывающей среды, способствующей
личностному развитию особой категории дошкольников, их позитивной

социализации, сохранению их индивидуальности, охране и укреплению их
здоровья и эмоционального благополучия;
4) обеспечивается физическая и интеллектуальная доступность
воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и
статичных форм активности с учётом особенностей развития и
образовательных потребностей ребёнка;
5) осуществляется взаимодействие с семьей как необходимое условие
для полноценного воспитания ребёнка дошкольного возраста с ООП;
другое.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».